Панно на стену "Танцующий Шива"

4 500 тг.
Размеры: 
100 на 75 см
Цена: 4 500 тг.

Рисунок на ткани "Танцующий Шива" из Индии. по краям есть припуски, можно обрамить в багет. 100 на 75 см.

Бог Шива в своей ипостаси Натараджа (санскр.** нАта - танец+драма; рАджа - владыка, повелитель, царь) - один из самых ярких образов, связанных с Индией. Его облик знаком очень многим - это танцующая фигурка с четырьмя руками. Шива изображен в изящной танцевальной позе, одна пара его рук сомкнута в абхАя мУдре (абхАя - бесстрашие, мУдра - знак, символ), вторая пара держит всеочищающий космический огонь (Агни) - символ трансформации и барабанчик (дАмарука) - символ всего творения и олицетворение самой жизни.

Индийцы называют жизнь космическим танцем, и Шиве отводится в этом процессе самая важная роль: он главный исполнитель этого действа. Пока танцует бог Шива, живут все существа. Прекращение этого танца означает прекращение жизни и начало распада.

Бог Шива стоит на правой ноге (стИта пАдам) - устойчивая и хорошо зафиксированная поза, его левая нога (мОкша пАдам или ануграхА пАдам) символизирует награду освобождения от цепи бесчисленных рождений и смертей (мОкша). Карлик-демон, поверженный им, чаще всего трактуется как невежество, а более подробно: он есть олицетворение болезни (рОга), лихорадки (джвАра) и смерти (мАрана), которые, с одной стороны, естественны для всего живого, а с другой - являются жестоким их наказанием. Подавляется всё вышеописанное зло только чистым божественным сознанием, которое в данном случае представлено самим Шивой. Демон укрощён, но не мёртв, потому что он тоже часть жизни, её реалий, часть исполняемого Шивой танца.

Подобно гирлянде обрамляет фигуру НатарАджи огненное кольцо - это джвАла мАла прАбха мАндала (джвАла - мерцание пламени, мАла - гирлянда, прАбха - озаряющий, мАндала - круг, окаймление). Это исходящая от него мощь и энергия, порождающая и уничтожающая миры.

Лицо его окаймляют спутанные кудри, среди которых иногда можно найти изображение священной реки и богини ГАнга. Легенды сообщают о том, что Шива сумел укротить гнев и ярость ГАнги, когда миру людей угрожала опасность разрушения, он принял тяжесть водных потоков на свою голову. Один из его эпитетов звучит как "носящий ГАнгу" (ГАнга дхАра). В его волосах она символизирует богатство и изобилие (сампАт самврУдхи). Причёску НатарАджи венчает полумесяц (чАндра рЕкха), это растущая луна (не убывающая!). Она символ дара прелестей материальной жизни (всевозможные удовольствия всех пяти чувств и услаждения нашего эго). Луна также является божеством времени (кАла), в этой связи НатарАджа - бог, главенствующий над самим временем. Его именуют "великим временем" (махА кАла), потому что неизмеримое время было создано им, и он контролирует время жизни всех живых существ.

Три его ока - это солнце (сУрья) справа и луна (чАндра) слева (кстати, по этим же сторонам крепятся на голове танцовщицы соответствующие украшения), в то время как третий глаз (джнАна нЕтра - око мудрости) находится посередине лба в области межбровья. Именно эту часть лба в индусской традиции отмечают знаком тИлак (красная точка). Этот третий глаз имеет способность, о которой мечтают многие мудрые: распознавать истину и заблуждение. Если глаза "солнце" и "луна" знаменуют (видят) свет и тьму, доброе и злое, хорошее и плохое и прочие пары противоположных понятий, то глаз мудрости анализирует полученный от них "материал" прежде чем отправить проработанную информацию в "центр принятия решений"- сознание (мАнас).

Бог Шива является покровителем йогов.